Перевести страницу

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
 Это русская… МАТРЁШКА.

Это интересно

Матрёшка в Полх-Майдане.

Полх-Майданская роспись зародилась в в селе Полховский Майдан Вознесенского района.в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.В конце XVIII века местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду.

В начале XX века в Полховском Майдане стали применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.

До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алёна – бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алёну взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали. С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года – масленые красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.

В 1969 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная заря», которая впоследствии стала производственным объединением «Полоховско-Майданская роспись» (фабрикой игрушек).


В советское время на фабрике работали 500 человек, 200 из которых - художники по росписи, остальные - токари. На фабрике была своя экспериментальная лаборатория. Здесь выпускалось около 300 наименований различных изделий. Продукция вывозились в Данию, в Англию, в США и в другие страны. Но, к сожалению, фабрика в 90-х годах была закрыта, и сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели.


В настоящее время нет никаких художественных школ, мастерство передается по наследству: с первого класса девочки уже начинают расписывать, а мальчики начинают точить. Только в Вознесенском 70% населения занимается надомной росписью, а в селе Полховский Майдан - в каждом доме.